|
Проигрыватели и грампластинки > Tранспортный механизм > Системы привода > |
5. 2. Системы привода |
Виктор ШАПКИН |
|
|
Для вращения опорного диска проигрывателя грампластинок были спроектированы различные типы приводов. |
Центральный или редукторный тип привода проигрывателя грампластинок |
|
Исторически первым типом привода был тот, при котором мотор через понижающий редуктор вращал вал диска. |
Именно вал, а не ось, ибо ось крутящий момент не передает. |
Проигрывателей с таким приводом до недавних пор в России не было, потому и нет названия такого привода. |
До введения такового назовем этот привод центральным (или редукторным). |
Когда в 1926 году началась эпоха звукового кино, именно столы с таким приводом обеспечивали воспроизведение звукового сопровождения, фонограммы с шеллаковых 16" дисков. |
Звук желательно было получать синхронным с изображением, посему одним мотором протягивалась пленка с изображением и вращался диск со звуком. |
Для снижения оборотов мотора (в США чаще всего это 1800 об/мин) до оборотов пластинки служили редукторы. |
Компания WE применяла червячные редукторы, а для ослабления крутильных колебаний вращение на диск передавалось через несколько пружинок (у RCA - червячные редукторы и фетровые прокладки) - такой же принцип как в автомобильном сцеплении. |
Другим распространенным способом нивелирования крутильных колебаний был увеличение массы диска - этот способ использовали инженеры RCA, Fairchild и др. производителей. |
|
Любопытно отметить, что именно конструкторам этих редукторов мы обязаны такими странными нецелыми значениями оборотов грампластинок - 33 1/3 и 78. Действительно, почему не 33 ровно, и не ровно 80? |
|
Для частоты вращения опорного диска при воспроизведении акустической записи не существовало стандарта, она варьировалась в широких пределах. |
Для записи и воспроизведения электрических записей на большой скорости и с высоким качеством было выбрано передаточное число трансмиссии (редуктора) 23, для малой скорости (большее время воспроизведения) было выбрано передаточное число 54. |
Действительно, если вы поделите 1800 на 54, то получите 33,333333, а если на 23 - то 78,26. |
Такой тип привода применялся как на синхронных, т.е. синхронизированных с изображением приводах, так и на несинхронных , т.е. столах запускаемых вручную оператором. |
Это дорогой и сложный тип привода. Он доминировал в проигрывателях первые 10 лет их существования - с середины 20-х до середины 30-х годов. |
В бытовых моделях применялся один раз - на столе Scott 710. |
|
Для удешевления проигрывателей и приближения их к потребителю такой тип привода становился препятствием. |
Со временем он был заменен другими, более простыми и дешевыми приводами, однако сохранился в станках записи - RCA, Presto, Scully в США и Neumann в Европе использовали такой тип привода. |
Следующий привод проигрывателей грампластинок это роликовый |
Роликовый привод получил широкое распространение благодаря компании Presto. Эта компания в середине 30-х годов прошлого века освоила выпуск дисков для записи и воспроизведения музыки и звуков всеми желающими. |
|
Они представляли собой алюминиевые диски, покрытые некой субстанцией, допускающей нарезку канавки и многократное воспроизведение полученной записи. |
Записывались и воспроизводились эти диски на столах при помощи двух тонармов - записывающего - "резака" и воспроизводящего. |
Для передачи крутящего момента от мотора к диску инженеры Престо установили ролики, касавшиеся насадки на валу и внутреннего бортика диска. |
Роликовый привод использовался конструкторами проигрывателей 40 лет - с середины 30-х до середины 70-х, когда рынок покинули последние из "грандов" - ЕМТ 930 и Garrard 401. |
Этот тип привода по месту роликов можно поделить на три подгруппы - когда ролик ведет диск за внутреннюю часть диска - самый распространенный, ибо экономит место, в этом случае мотор вращается против часовой стрелки; менее распространенная конструкция с вращением диска за наружную поверхность буртик (направление вращения мотора и диска совпадают); самая редкая, это когда вал мотора прижимается к обрезиненному буртику диска (снаружи или изнутри) - это своеобразный "роликово/безроликовый" или "бандажный" привод. |
|
К первой подгруппе относятся, наверное, 95% всех роликовых столов.
|
|
От бесчисленных бюджетных штампованных малышек, чьи имена уже стерлись, до именитых Garrard и ЕМТ, забытых McCurdy, штучных Bourdereau, далеких Commonwealth. |
Представителей второй группы меньше - это D&R, Sugden, Mikro Engineering. |
К третьей группе относятся единицы - две модели Presto, один Gray, три стола Byer. |
Количество роликов у разных производителей проигрывателей грампластинок варьировалось от 1 до 3. |
У подавляющего большинства столов был один мотор, но, например, на станках записи Presto стояло по мотору на каждую скорость, а Grado применил два мотора для одной скорости. |
Ось ролика чаще всего была вертикальной, но применяли и горизонтальную установку роликов - Lenco, Beag, Sugden. |
В большинстве случаев ролик не менял число оборотов (оно меняется за счет разницы диаметров насадки на вал - "шпули" и диска), однако в некоторых конструкциях у роликов было две рабочие поверхности с разными диаметрами и соотношение этих диаметров обеспечивало необходимое передаточное число трансмиссии - Rek-O-Kut. |
Компания «Presto» создала первые доступные диски для записи. |
Они сыграли важную роль в эпоху ранних записей, и были представлены в лучших студиях 40-х и 50-х годов. |
Компания «Presto» ранее выпускала высококачественные проигрыватели грампластинок и станки для их записи. Так большим успехом пользовалась модель Presto Model-A, которая выпускалась с 1941 по 60-е годы. Рекордер Presto Model 8-D, выпускался с 1939 по 1941 год, а его преемник, 8-N оставался в линии практически неизменным до 60-х. |
|
Он был выпущен в таком большом количестве, что многие из них использовались до самого последнего дня. 8D имел цену $ 1040, а в 1941 году цена на 8N составила $ 1144. |
Пассиковый привод проигрывателей грампластинок получил большое распространение |
Почти одновременно с распространением ролика в конце 30-х инженеры WE на стол для радиостанций 300А установили ременной, или пассиковый привод. |
|
По имеющимся данным первый стол для потребителей с пассиковым приводом - модель компании Components Corporation, появился в начале 50-х. |
Широкое распространение этот тип привода получил в 60-е годы. |
В те годы доминировало предположение, что ремень меньше передает вибрацию, нежели ролик, да и себестоимость дешевых ременных приводов была меньше, чем дешёвых роликовых. |
В качестве пассика применяли армированную и неармированную резину, и нерезиновые пассики - синтетические нити. |
Профиль пассика выполнялся либо прямоугольным, либо круглым. |
В подавляющем большинстве проигрывателей использовался один ремень, однако инженеры «Fairchild» разработали последовательную 2-х ременную конструкцию с промежуточным валом - "ленивцем". |
Такую конструкцию позже применяли и другие производители. |
По ряду причин (одна из них, лежащая на поверхности - медленный старт) ременной привод не прижился в студиях, особенно звукозаписи. |
Единственным исключением из этого является «Fairchild 750» с опорным диском весом 25 фунтов. |
Ременной привод применяется очень широко и сегодня многие производители отдают ему предпочтение. |
|
И пассиковый и роликовый привод существовали на двухмоторных столах, когда оба мотора одновременно через один ремень или два ролика вращали диск. |
Непосредственный привод от электродвигателя на шпиндель проигрывателя грампластинок |
Последний по времени использования на столах тип привода это прямой привод (direct drive). Способ прямого привода реализуется, когда опорный диск установлен на роторе мотора. |
|
В середине 50-х годов инженеры датской компании Lyrec для станков записи Neumann разработали строенный мотор, который вращался со всеми тремя угловыми скоростями пластинок. |
Крутящий момент на диск передавался через масляную муфту. |
Такой привод был сложным, большим и дорогим. |
Появление такого привода в приемлемом для потребителей виде, без промежуточных элементов между мотором и диском стало возможно, в начале, 70-х после освоения рядом компаний (Matsushita, Dual) выпуска тихоходных моторов с требуемыми числами оборотов. |
Сначала столы с таким приводом стали успешно применяться в студиях, где сразу оценили их свойство, недоступное другим приводам - мгновенный старт. |
Затем, по мере удешевления производства тихоходных моторов, такие проигрыватели находили все большее распространение в бытовом секторе и, к моменту прихода другого носителя, прямой привод на столах был наиболее распространенным. |
Роликовый и пассиковый приводы объединяли между собой в один комбинированный. |
В некоторых конструкциях диск во вращение приводил и пассик и ролик. |
Всемирно известная модель с комбинированным приводом - Thorens TD-124. |
|
Таким же приводом обладали: ныне забытая советская Виктория (высшего класса), малотиражная модель Russco BID (Belt-In-Drive), проигрыватель Neumann РА 2 и ряд менее известных столов. |
|
|
|
Все права защищены © 2003-2017. Разрешается использование
при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|